Часть 2. С нуля — КАК ПРОКАЧАТЬ АНГЛИЙСКИЙ В ОБЪЕМЕ 4 УРОВНЯ ICAO

u003cpu003eК счастью для нас, ИКАО четко прописала требования, предъявляемые к кандидатам на каждом уровне. Таким образом, задан конкретный результат, к которому вы должны прийти. А значит, ужасающая своей глобальностью цель «выучить английский» раскладывается на понятные и вполне достижимые задачи. Осталось разобраться с этими требованиями и определить этапы достижения цели.u003c/pu003enu003cpu003eИтак, пусть u003cstrongu003e4-й уровеньu003c/strongu003e – это пока наш пункт назначения. Шкала ИКАО не является государственной тайной: она приведена в Doc 9835, на который я буду постоянно ссылаться, а также в каждом учебнике и на каждом сайте, посвященном авиационному английскому. Посмотрим: здесь шесть уровней по горизонтали и шесть дескрипторов по вертикали. Слово дескриптор обозначает, условно говоря, параметр речи, который можно более-менее объективно измерить и оценить. Это u003cstrongu003eтри навыкаu003c/strongu003e: u003cemu003eпроизношениеu003c/emu003e, u003cemu003eречевые конструкции (грамматика)u003c/emu003e и u003cemu003eлексический запасu003c/emu003e, а также u003cstrongu003eтри уменияu003c/strongu003e: u003cemu003eбеглость речиu003c/emu003e, u003cemu003eаудированиеu003c/emu003e и u003cemu003eречевое взаимодействиеu003c/emu003e. Как видите, здесь нет чтения и письма, всё нацелено только на разговор. В своём блоге я последовательно разберу требования по каждому дескриптору и дам рекомендации и техники для прокачки этих навыков.u003c/pu003enu003cpu003eСлово «прокачка» здесь почти не метафора. Долой иллюзии: избавляемся от привычки называть то, чем вы занимаетесь, «изучением» английского. Изучают его на филфаке. А от вас, повторюсь, требуется натренировать конкретные «мышцы».u003c/pu003enu003cpu003eАналогия со спортом уместна еще и потому, что многое зависит от вашей изначальной «физической подготовки», то есть общего уровня владения английским. И тут мы подходим к одному из наиболее часто задаваемых вопросов: u003cemu003eможно ли учить авиационный английский с нуляu003c/emu003e. Или: u003cemu003eкак подготовиться к тестированиюu003c/emu003e. Для преподавателя звучит как «u003cemu003eможно сразу на 2-й спортивный сдать по фигурному катанию, а не ОФП и вот этого вот всёu003c/emu003e». Или – u003cemu003eможно же сразу посадить на тренажёр 737, минуя первоначальную лётную подготовкуu003c/emu003e. Теоретически, можно, но почему-то широкой практики такого подхода мы не наблюдаем.u003c/pu003enu003cpu003eДавайте определимся, что такое u003cstrongu003eAviation Englishu003c/strongu003e. По хорошему счёту, это некоторый объём специализированной лексики и речевых паттернов, который необходим для профессионального общения, а если совсем конкретно, то для эффективной коммуникации в нестандартных ситуациях. То есть Авиационный английский привязан к определённым коммуникативным ситуациям. И к тому моменту, когда вы начнёте их моделировать, вы должны уже сносно понимать на слух и более-менее говорить. Есть ли специальная авиационная грамматика? Вообще да, есть, но в контексте технических текстов исключительно, а сейчас не об этом. В рамках u003cstrongu003eAviation Englishu003c/strongu003e работает самая обычная грамматика английского языка. Кроме грамматики есть ещё произношение, синтаксис, словоупотребление и много чего. И нет, видимо, смысла загонять всё это в авиационный контекст – иначе были бы такие учебные пособия, а их нет. Самый простой учебник по авиационному английскому (обзор существующих учебных пособий дам отдельно) начинается с уровня 3, то есть примерно u003cstrongu003eA2/В1u003c/strongu003e (Pre-Intermediate).u003c/pu003enu003cpu003eКроме того, в Doc 9835 перечислены те темы из общего английского, которыми вы должны владеть. Вот они:u003c/pu003enu003culu003enu003cliu003eTransport, travel, vehiclesu003c/liu003enu003cliu003eCountries and nationalitiesu003c/liu003enu003cliu003eGeography, topographical featuresu003c/liu003enu003cliu003eWeather, climate, natural disastersu003c/liu003enu003cliu003eAnimals, birdsu003c/liu003enu003cliu003eProblems, errors, accidents, malfunctionsu003c/liu003enu003cliu003eBehaviour, activitiesu003c/liu003enu003cliu003eRules, infringement, protocolu003c/liu003enu003cliu003eHealth, medicineu003c/liu003enu003cliu003eLanguage, spoken communicationsu003c/liu003enu003cliu003eTechnologyu003c/liu003enu003cliu003eCargo, packaging, materialsu003c/liu003enu003cliu003eNumbersu003c/liu003enu003cliu003eAbbreviations, acronymsu003c/liu003enu003cliu003eTime, duration, schedulesu003c/liu003enu003cliu003eSpace, movement, position, distance, dimensionu003c/liu003enu003cliu003eModality (obligation, probability, possibility)u003c/liu003enu003cliu003eCauses, conditionsu003c/liu003enu003c/ulu003enu003cpu003eЕсли вы пойдёте на курсы «авиационного английского с нуля», возможно, вам предложат пособия местного производства – но будьте уверены, что на 90% это будет общий английский «с элементами» авиационного. Я совершенно не против такого подхода, но если он для вас недоступен, то учите общий английский любым удобным способом, вы ничего не потеряете.u003c/pu003enu003cpu003eВЫВОД: переходить к авиационному английскому целесообразно, когда ваши речевые навыки, то есть: произношение, использование речевых структур, объём активного лексического запаса, а также аудирование достаточно развиты, и позволяют уделять основное внимание их использованию и дальнейшей прокачке в авиационном контексте. Если продолжать аналогию со спортом, то не имеет смысла ставить программу по фигурному катанию, пока вы не стоите не льду и не освоили хотя бы базовые элементы. Вы условно готовы к авиационному английскому, если вы:u003c/pu003enu003culu003enu003cliu003eосвоили – то есть понимаете и используете базовые грамматические структуры,u003c/liu003enu003cliu003eумеете читать и писать,u003c/liu003enu003cliu003eпусть и не бегло, но говорите на общие темы,u003c/liu003enu003cliu003eможете поддержать диалог,u003c/liu003enu003cliu003eможете своими словами пересказать содержание текста или видео,u003c/liu003enu003cliu003eвоспринимаете адаптированную речь на слух.u003c/liu003enu003c/ulu003enu003cblockquoteu003eu003cpu003eПрактическое задание: проведите самооценку ваших навыков (возможно, с использованием он-лайн тестов на уровень) и определите вашу готовность к обучению авиационному английскому.u003c/pu003eu003c/blockquoteu003en

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.